Рейтинг городов россии по качеству

Рейтинг составлен по данным на конец III квартала 2023 года
ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

Й

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
100
В рейтинг впервые вошли 100 городов России
+11
+18
Входят города с численностью населения более 80 тыс. человек
Транспортные системы городов оцениваются по 61 показателю
В 2023 году в рейтинг впервые вошли 100 городов России, 60 расчетных характеристики для сравнения, 5 групп показателей, 3 источника данных
Скачать рейтинг 2023
Начиная с 2020 года авторы исследования, совместно с экспертами Ассоциации транспортных инженеров, формируют и совершенствуют систему оценки работы городских транспортных систем, которая позволяет определить уровень развития общественного транспорта в городах России.
В 2022 году в Рейтинге оценивалось 82 города, а также были дополнительно включены Москва и Санкт-Петербург, но вне общего зачета — из-за существенных отличий этих мегаполисов от других российских городов.
01.
02.
03.
Методология рейтинга предполагает учет значительного числа показателей систем общественного транспорта в городах России, отражающих социально-экономические и пространственно-территориальные особенности городских территорий, геометрию маршрутных сетей, данные о подвижном составе и пр.
04.
Перед получением ссылки на скачивание рейтинга мы просим вас ответить на несколько вопросов
Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта — это научное исследование систем общественного транспорта, которое проводится во взаимодействии с администрациями российских городов на основе открытых данных и данных геопространственного анализа
Владимир Швецов, генеральный директор ГК SIMETRA
пять групп показателей оценки
Качество транспортного обслуживания оценивалось по пяти группам показателей, на основании которых определялся общий рейтинг городов:
Физическая доступность
Ценовая доступность
Функциональность транспортной сети
Комфорт и удобство
Безопасность и устойчивость развития
При этом вклад каждой группы показателей в актуальной редакции рейтинга остаётся неизменным, а распределение весов корректируется пропорциональным образом с учётом изменений в структуре показателей.
Авторы исследования обращают внимание на то, что сбор исходных данных, расчет параметров и ранжирование городов были произведены по состоянию на конец III квартала 2023 г.
При условии достижения нормативного показателя и его «перевыполнения» система общественного транспорта города оценивается максимально возможным по данному критерию баллом, при недостижении нижнего порога баллы не начисляются.
Отдельные показатели и параметры были актуализированы по состоянию на начало декабря 2023 г. Как результат, некоторые изменения, в том числе относящиеся к комплексному реформированию маршрутных сетей, но произошедшие за последующий период времени, не учитываются при формировании рейтинга.
МЕТОДИКА
Сформированное на основе реальных практических примеров устойчивых транспортных систем европейских городов и экспертной оценки участников Ассоциации транспортных инженеров (АТИ) и коллектива компании SIMETRA видение «идеального города» соответствует оценке качества общественного транспорта, равной 100 баллам. Показатели всех других городов оцениваются в соответствующей пропорции к референтным значениям.
Система ранжирования городов рейтинга сохраняется и отвечает принципам распределенного оценивания показателей и групп весами, установленными в соответствии со степенью их влияния на привлекательность общественного транспорта.
ТОП 5 РЕЙТИНГА
Список лидеров в общем зачёте
Пермь
77,6
Ценовая доступность
Комфорт и удобство
Функциональность
транспортной сети
Физическая доступность
Устойчивое развитие и безопасность
89
95
75
73
55
1
место
новокузнецк
76,2
Ценовая доступность
Комфорт и удобство
Функциональность
транспортной сети
Физическая доступность
Устойчивое развитие и безопасность
100
90
67
69
58
2
место
екатеринбург
75,1
Ценовая доступность
Комфорт и удобство
Функциональность
транспортной сети
Физическая доступность
Устойчивое развитие и безопасность
80
75
82
70
68
3
место
нижний новгород
71,8
Ценовая доступность
Комфорт и удобство
Функциональность
транспортной сети
Физическая доступность
Устойчивое развитие и безопасность
94
85
60
78
44
4
место
казань
70,7
Ценовая доступность
Комфорт и удобство
Функциональность
транспортной сети
Физическая доступность
Устойчивое развитие и безопасность
67
86
73
70
54
5
место
В десятку наиболее близких к оценке «отлично» городов с каждым годом попадает чуть больше крупных городов. В прошлом году таких было всего три: Новокузнецк, Ижевск и Кемерово, а за прошедший год этот список пополнил Мурманск, заняв почетное 10 место. Городам-миллионникам все больше приходится тесниться, при этом их состав также несколько изменился.
Тройка лидеров непоколебима. Перми удалось дополнительно укрепиться на пьедестале и увеличить отрыв от занимающего второе место Новокузнецка. Екатеринбург, при всех фиксируемых сложностях работы сети общественного транспорта, пока что держится за третье место: тройка лидеров уже в прошлом году стояла особняком по количеству набранных баллов, и преодолеть этот разрыв в один присест оказывается достаточно сложно.
Небольшая рокировка произошла между Казанью и Нижний Новгородом. Столица Поволжья, несмотря на приостановленное на большей части сети трамвайное движение, продвинулась вверх за счет
значимых для миллионника улучшений тарифной системы.

В Кемерове прошли завершающие мероприятия транспортной реформы, что окончательно закрепило позиции города в топе.

Волгоград завершил основной массив работ по реконструкции скоростного трамвая и запустил его в прежней конфигурации.
Работа безрельсового электротранспорта также увеличилась в объемах и была пересмотрена тарифная политика. Все это позволило ему снова вернуться в 10-ку и занять седьмое место.

Изменения комплекса общественного транспорта Ижевска продолжают давать сбои. Удержаться в десятке городу удалось лишь за счет значительного расширения системы выделенных полос.

Мурманск буквально следует по стопам кузбасского центра. Штатная работа над улучшением системы общественного транспорта дает прекрасный результат.
ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В ТОП
6 место — КЕМЕРОВО
7 место — ВОЛГОГРАД
8 место — САМАРА
9 место — ИЖЕВСК
10 место — МУРМАНСК
Одной из задач настоящего рейтинга является определение ключевых преимуществ и недостатков систем общественного транспорта среди городов России, что дает возможность придания формы и кристаллизации векторов развития для каждого случая в отдельности и в целом по стране.
Выявление и последующая количественная оценка совокупности рассматриваемых показателей преследуют в качестве цели не просто выравнивание уровня качества общественного транспорта в стране, но достижение лучших, с точки зрения пассажира, результатов работы транспортных систем, что предполагает интенсивное развитие, в том числе через решение давно назревших системных проблем.
Одной из задач настоящего рейтинга является определение ключевых преимуществ и недостатков систем общественного транспорта среди городов России, что дает возможность придания формы и кристаллизации векторов развития для каждого случая в отдельности и в целом по стране.
    Выявление и последующая количественная оценка совокупности рассматриваемых показателей преследуют в качестве цели не просто выравнивание уровня качества общественного транспорта в стране, но достижение лучших, с точки зрения пассажира, результатов работы транспортных систем, что предполагает интенсивное развитие, в том числе через решение давно назревших системных проблем.
      ИЗМЕНЕНИЯ В МЕТОДИКЕ
      На основании предложений и замечаний, поступивших от экспертного сообщества при обсуждении ранее подготовленных рейтингов 2020, 2021 и 2022 годах, в текущую версию Рейтинга были внесены изменения.
      Существенным развитием в аналитике систем общественного транспорта в рамках рейтинга стала возможность целостно анализировать структуру транспортной работы, в том числе ее принадлежности по типам (автобус, трамвай, троллейбус).

      Значимость подобных комплексных исследований нарастает в последние годы вместе с усилением внимания к проблемам городского электротранспорта (далее — ГЭТ): в 2022 году в ходе парламентских слушаний было открыто заявлено о необходимости разработки и утверждения государственной программы развития городского наземного электрического транспорта до 2030 года.
      Другим аспектом функционирования транспортных систем, которому в этом выпуске рейтинга уделено большее внимание, стала информационная открытость и доступность данных о системе общественного транспорта.

      Еще один новый показатель — оценка уровня централизации (концентрации) городских пассажирских перевозок общественным транспортом, который можно определить как количество маршрутов, приходящихся на одного перевозчика. Все больше городов приходит к выводу, что слишком большое число организаций, задействованных в обслуживании пассажиров, в конечном счете отрицательно сказывается на качестве обслуживания.
      Расширенная система показателей теперь включает в себя бонусную и штрафную системы, позволяющие выделить частные аспекты транспортных систем. Среди стоящих на повестке дня вопросов сегодня можно выделить ускоренное обновление парка подвижного состава, что особенно сложно осуществимо в силу высокой загрузки производителей и высокой стоимости транспортных средств.
      Расширенная система показателей теперь включает в себя бонусную и штрафную системы, позволяющие выделить частные аспекты транспортных систем. Среди стоящих на повестке дня вопросов сегодня можно выделить ускоренное обновление парка подвижного состава, что особенно сложно осуществимо в силу высокой загрузки производителей и высокой стоимости транспортных средств.
      ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЙТИНГА И ГОРОДОВ
      Наша команда аналитиков, которая работала над подготовкой исследования, специально для транспортных инженеров и экспертов области подготовила визуализацию данных исследования.
      ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЙТИНГА И ГОРОДОВ
      Наша команда аналитиков, которая работала над подготовкой исследования, специально для транспортных инженеров и экспертов области подготовила визуализацию данных исследования.

      Данная визуализация отображается на экранах и мониторах с большим разрешением. Рекомендуем открыть сайт на компьютере или ноутбуке.
      Ниже в алфавитном порядке расположены все города, участвующие в текущем Рейтинге городов, со ссылками на подробную инфографику с описанием показателей для каждого города.
      Данный вид анализа был создан специально для детального изучения экспертами отрасли данных, которые были использованы при подготовке исследования. SIMETRA всегда подчеркивала открытость к общению с профессионалами и обсуждению действующей методики.
      Ниже в алфавитном порядке расположены все города, участвующие в текущем Рейтинге городов, со ссылками на подробную инфографику с описанием показателей для каждого города.
      СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РЕЙТИНГА
      Перед получением ссылки на скачивание рейтинга мы просим Вас ответить на несколько вопросов
      В 2023 году SIMETRA выпустила уже 4 исследование городских систем общественного транспорта. По ссылкам ниже доступны 1, 2 и 3 издания рейтинга
      РЕЙТИНГ 2023 года
      РЕЙТИНГ 2022 года
      Напоминаем, что все предложения и комментарии по ежегодному исследованию мы принимаем на ящик rating@simetragroup.ru
      РЕЙТИНГ 2021 года
      РЕЙТИНГ 2020 года
      команда
      Мы собрали и обработали для вас данные этого рейтинга
      • Владимир Швецов
        Генеральный директор
      • Юрий Сурнин
        Руководитель группы планирования общественного транспорта
      • Всеволод Морозов
        Директор по аналитике
        и планированию, к.э.н.
      • Владимир Валдин
        Директор по решениям в области
        общественного транспорта
      • Вадим Вангородский
        Заместитель руководителя группы прогнозирования трафика, к. э. н.
      • Владислав Безукладников
        Транспортный инженер
      • Иван Труфанов
        Специалист в области
        пространственных данных
      • Павел Плохов
        Руководитель группы
        визуальных коммуникаций
      • Алиса Быкова
        Специалист по визуализации
      © 2024. Все права защищены.
      ООО «СИМЕТРА Групп»
      Использование
      При использовании информации, представленной в настоящем издании, обязательна ссылка на источник. Воспроизведение любым способом фрагментов издания возможно только по согласованию с авторами.