РЕЙТИНГ ГОРОДОВ РОССИИ ПО КАЧЕСТВУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА
Составлен по данным на 1 квартал 2022 года
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта - это научное исследование систем общественного транспорта, которое проводится во взаимодействии с администрациями российских городов на основе открытых данных и данных геопространственного анализа.
84
города вошли в Рейтинг
52
расчетных характеристики для сравнения
Начиная с 2020 года авторы исследования, совместно с экспертами Ассоциации транспортных инженеров, формируют и совершенствуют систему оценки работы городских транспортных систем, которая позволяет определить уровень развития общественного транспорта в городах России.

В 2022 году в Рейтинге оценивалось 82 города, а также были дополнительно включены Москва и Санкт-Петербург, но вне общего зачета — из-за существенных отличий этих мегаполисов от других российских городов.

Методология рейтинга предполагает учет значительного числа показателей систем общественного транспорта в городах России, отражающих социально-экономические и пространственно-территориальные особенности городских территорий, геометрию маршрутных сетей, данные о подвижном составе и пр.
Качество транспортного обслуживания оценивалось по пяти группам показателей, на основании которых определялся общий рейтинг городов:
  • физическая доступность
  • ценовая доступность
  • функциональность транспортной сети
  • комфорт и удобство
  • безопасность и устойчивость развития
Качество транспортного обслуживания оценивалось по пяти группам показателей, на основании которых определялся общий рейтинг городов:

  • физическая доступность
  • ценовая доступность
  • функциональность транспортной сети
  • комфорт и удобство
  • безопасность и устойчивость развития
Система ранжирования городов рейтинга сохраняется и отвечает принципам распределенного оценивания показателей и групп весами, установленными в соответствии со степенью их влияния на привлекательность общественного транспорта.
Сформированное на основе практических примеров устойчивых транспортных систем и экспертной оценки участников Ассоциации транспортных инженеров (АТИ) и коллектива компании SIMETRA видение «идеального города» соответствует оценке в 100 баллов. Показатели городов определяются в соответствующей пропорции к референтным значениям.
Авторы исследования обращают внимание на то, что сбор исходных данных, расчет параметров и ранжирование городов были произведены по состоянию на I квартал 2022 года. Как результат, отдельные изменения, в том числе относящиеся к комплексному реформированию маршрутных сетей, произошедшие за последующий период времени, не учитываются при формировании рейтинга.
Большинство используемых показателей никак не закреплены в нормативных документах. По этой причине их референтные значения определены на основе классических методов оценки уровня обслуживания общественного транспорта и обобщенного экспертного представления о разумном качестве сервиса.
Информация о пассажиропотоках для более адекватного оценивания определялась на основании полного круга доступных источников данных за период с 2019 по 2021 год.
МЕТОДИКА
ТОП 5 РЕЙТИНГА
Список лидеров в общем зачёте
1 место
ПЕРМЬ
73,0 балла
2 место
НОВОКУЗНЕЦК
72,8 балла
3 место
ЕКАТЕРИНБУРГ
72,7 балла
4 место
КАЗАНЬ
69,2 балла
5 место
ИЖЕВСК
69,0 баллов
Первые два места с минимальным разрывом заняли Пермь и Новокузнецк – города, которые провели комплексную реформу общественного транспорта в последние годы и по праву способны утверждать, что их администрации на регулярной основе отслеживают и решают проблемы общественного транспорта.
На этом фоне особенно неустойчивой выглядит позиция вытесненного с первого места Екатеринбурга, что свидетельствует о системных проблемах, с которыми пока не удается совладать, что влияет на общее состояние качества транспорта в городе.
Выбывший из десятки в силу своей противоречивой тарифной политики и сложностей с магистральным сервисом Волгоград заслуженно пропустил вперед Красноярск. Помимо более справедливой оценки эффективности выделенных полос, на изменение рейтинга Красноярска повлияло проведенное в прошедшем году массовое обновление парка подвижного состава городского электротранспорта и развитие сети троллейбуса.
Достаточно неожиданное, но уверенное движение вперед у Кемерово, которое замкнуло первую десятку, обусловлено транспортной реформой. Существенное обновление подвижного состава автобусного парка, в том числе за счет приобретения низкопольных машин, а также восстановление безлимитного проездного билета по выгодной цене (всего 1250 рублей), оказалось достаточным для продвижения вверх.
ПРИЧИНЫ ПОПАДАНИЯ В ТОП
6 место - НИЖ. НОВОГОРОД
7 место - НОВОСИБИРСК
8 место - САМАРА
9 место - КРАСНОЯРСК
10 место - КЕМЕРОВО
Одной из задач настоящего рейтинга является определение ключевых преимуществ и недостатков систем общественного транспорта среди городов России, что дает возможность придания формы и кристаллизации векторов развития для каждого случая в отдельности и в целом по стране.
Выявление и последующая количественная оценка совокупности рассматриваемых показателей преследуют в качестве цели не просто выравнивание уровня качества общественного транспорта в стране, но достижение лучших, с точки зрения пассажира, результатов работы транспортных систем, что предполагает интенсивное развитие, в том числе через решение давно назревших системных проблем.
Одной из задач настоящего рейтинга является определение ключевых преимуществ и недостатков систем общественного транспорта среди городов России, что дает возможность придания формы и кристаллизации векторов развития для каждого случая в отдельности и в целом по стране.
    Выявление и последующая количественная оценка совокупности рассматриваемых показателей преследуют в качестве цели не просто выравнивание уровня качества общественного транспорта в стране, но достижение лучших, с точки зрения пассажира, результатов работы транспортных систем, что предполагает интенсивное развитие, в том числе через решение давно назревших системных проблем.
      ИЗМЕНЕНИЯ В МЕТОДИКЕ
      На основании предложений и замечаний, поступивших от экспертного сообщества при обсуждении рейтингов 2020 и 2021, в текущую версию Рейтинга были внесены изменения.
      В новом исследовании большое внимание было уделено детальному учету систем магистрального транспорта и их доступности для жителей городов. В рамках оптимизации подхода было принято решение о применении понятия магистральных маршрутов в терминах национального проекта «Безопасные
      качественные дороги» (далее – «БКД»), которое используется при конкурсных процедурах и оценке целевого расходования финансовых средств в рамках поддержки обновления подвижного состава.
      Другим принципиальным отличием в структуре показателей рейтинга этого года является пересмотр оценки системы приоритета общественного транспорта. В городах России к настоящему моменту приоритизация движения маршрутных транспортных средств фактически сводится к обособлению трамвайных путей и организации выделенных А-полос для безрельсового общественного транспорта.
      Кроме того, составом показателей предусмотрена детализация расчета загрузки улично-дорожной сети и оценки уровня перегрузки для наиболее критичного пикового периода суток, а также учтено количество транспортных средств, отображаемых в режиме реального времени, а не просто наличие такой возможности.
      Наконец, взамен ранее используемой и прекратившей свое обновление системы оценки общественного мнения относительно качества общественного транспорта были использованы данные проекта «Индекс качества жизни» об уровне мобильности в городах России, впервые представленного ВЭБ.РФ в 2021 году.
      ВКЛЮЧЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
      • Доля населения с доступом к магистральным маршрутам общественного транспорта (в пределах 1000 м – для линий метрополитена и скоростного трамвая и 500 м – для прочих маршрутных линий наземного общественного транспорта).
      • Процент территории, покрытой остановочными пунктами магистральных маршрутов общественного транспорта (в пределах 1000 м – для линий метрополитена и 700 м – для прочих маршрутных линий наземного общественного транспорта).
      • Эквивалентное стоимости месячного проездного на общественном транспорте количество разовых поездок. Демонстрирует то, насколько выгодно пассажиру приобретать проездной билет вместо разовых в течение месяца.
      • Процент маршрутной сети, работающей в режиме средней или критической нагрузки (для часа пик).
      • Процент остановочных пунктов, работающих в режиме средней или критической нагрузки (для часа пик).
      • Доля рейсов, совершаемых в вечернее время суток (после 21:00 и до окончания движения).
      • Доля транспортной работы наземного общественного транспорта, обеспеченная приоритетом за счет обустройства выделенных полос безрельсового транспорта или обособления трамвайных путей.
      • Количество камер автоматической фото- и видеофиксации административно-правовых нарушений (контроль приоритета общественного транспорта) в расчете на 1 км выделенной полосы безрельсового общественного транспорта.
      • Доля транспортных средств, информация о которых доступна в режиме реального времени через Интернет
      • Рейтинг мобильности по данным проекта «Индекс качества жизни» ВЭБ.РФ
      ИСКЛЮЧЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
      • Доля выделенных полос движения наземного общественного транспорта в общей протяженности улично-дорожной сети.
      • Протяженность выделенных полос в расчете на 1000 чел. населения.
      • Процент маршрутной сети, работающий в режиме средней или критической нагрузки в количестве подвижного состава общественного транспорта (среднесуточная оценка).
      • Доступность информации о движении общественного транспорта в режиме реального времени через Интернет.
      • Рейтинг общественного транспорта по версии портала «Domofond»
      Наконец, взамен ранее используемой и прекратившей свое обновление системы оценки общественного мнения относительно качества общественного транспорта были использованы данные проекта «Индекс качества жизни» об уровне мобильности в городах России, впервые представленного ВЭБ. РФ в 2021 году.
      ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЙТИНГА И ГОРОДОВ
      Наша команда аналитиков, которая работала над подготовкой исследования, специально для транспортных инженеров и экспертов области подготовила визуализацию данных исследования.
      ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЙТИНГА И ГОРОДОВ
      Наша команда аналитиков, которая работала над подготовкой исследования, специально для транспортных инженеров и экспертов области подготовила визуализацию данных исследования.

      Данная визуализация отображается на экранах и мониторах с большим разрешением. Рекомендуем открыть сайт на компьтере или ноутбуке
      Рейтинг
      Изменение
      Возраст парка
      Тарифы
      Маршруты
      Приоритет ОТ
      Сети ГЭТ
      Состав парка
      Ниже в алфавитном порядке расположены все города, участвующие в текущем Рейтинге городов, со ссылками на подробную инфографику с описанием показателей для каждого города.
      Данный вид анализа был создан специально для детального изучения экспертами отрасли данных, которые были использованы при подготовке исследования. SIMETRA всегда подчеркивала открытость к общению с профессионалами и обсуждению действующей методики.
      Ниже в алфавитном порядке расположены все города, участвующие в текущем Рейтинге городов, со ссылками на подробную инфографику с описанием показателей для каждого города.
      Показать еще
      СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ РЕЙТИНГА 2022
      Перед получением ссылки на скачивание рейтинга мы просим Вас ответить на несколько вопросов.
      РЕЙТИНГИ 2020 и 2021 гг.
      В 2022 году SIMETRA выпустила уже 3 исследование городских систем общественного транспорта. По ссылкам ниже доступны 1 и 2 издания рейтинга.
      Напоминаем, что все предложения и комментарии по ежегодному исследованию мы принимаем на ящик rating@simetragroup.ru
      КОМАНДА
      Мы собрали и обработали для вас
      данные этого рейтинга
      • Владимир Швецов
        Генеральный директор
      • Юрий Сурнин
        Руководитель группы планирования общественного транспорта
      • Всеволод Морозов
        Директор по аналитике
        и планированию, к.э.н.
      • Владимир Валдин
        Директор по решениям в области
        общественного транспорта
      • Вадим Вангородский
        Заместитель руководителя группы прогнозирования трафика, к. э. н.
      • Владислав Безукладников
        Транспортный инженер
      • Иван Труфанов
        Специалист в области
        пространственных данных
      • Павел Плохов
        Руководитель группы
        визуальных коммуникаций
      • Алиса Быкова
        Специалист по визуализации
      © 2022. Все права защищены.
      ООО «А+С Транспроект»
      Использование
      При использовании информации, представленной в настоящем издании, обязательна ссылка на источник. Воспроизведение любым способом фрагментов издания возможно только по согласованию с авторами.