ПОДХОДЫ
К СОСТАВЛЕНИЮ РЕЙТИНГА
Концепция и общий методологический подход к оценке систем общественного транспорта, которые были определены ещё в самом первом выпуске рейтинга в 2020 году, по-прежнему лежат в основе данного исследования. Они предполагают систематический учет множества количественных показателей, доступных для мониторинга и сравнительного анализа.
Статистическая база данных проекта включает более двухсот разнообразных атрибутов и показателей, характеризующих множество аспектов работы систем общественного транспорта. Все эти характеристики напрямую или косвенно обращены к пассажиру и сконцентрированы вокруг оценки качества его обслуживания.

Совокупность критериев, используемых для сравнения систем между собой и формирования итогового рейтинга, состоит из 52 обобщенных характеристик. Еще 9 параметров представлены ≪штрафными≫ и ≪бонусными≫ баллами.
Среди них можно выделить статистические сведения о состоянии парка транспортных средств перевозчиков, данные о тарифной системе, пространственно-территориальном покрытии и конфигурации маршрутных сетей общественного транспорта, расчетные показатели транспортной работы и использования инфраструктуры, оценка информационной открытости работы пассажирского транспорта для пользователя и многие другие.
ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Преемственность между выпусками рейтинга обеспечивается за счет сохранения принципиальной схемы расчетов, а также общего подхода к классификации и систематизации показателей, распределяемых по пяти группам:
ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ
Все источники данных, использованные для анализа, можно условно поделить на три категории.
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Физическая доступность
Суммарный весовой коэффициент — 21
Весовой коэффициент
Показатель
Плотность распределения остановочных
пунктов общественного транспорта по территории города
Программные средства ГИС. Данные поисково-информационных картографических служб
Нормативное значение
Источник данных
5 и более
ед. /кв. м.
2,9
Процент территории, покрытой остановочными пунктами общественного транспорта Буферная зона – 700 м
Программные средства ГИС
85%
и более
3,1
Процент территории, покрытой остановочными пунктами общественного транспорта магистрального типа
Буферная зона – 700 м для наземного транспорта и 1000 м для линий метро, скоростного трамвая и аналогов
Программные средства ГИС
85%
и более
2,8
Доля населения с доступом к общественному транспорту
Зона доступа – 500 м
3,3
100%
Данные Росстата.
Проект «МинЖКХ». Программные средства ГИС
Доля населения с доступом к общественному транспорту магистрального типа
Зона доступа - 500 м для наземного транспорта и 1000 м для линий метро, скоростного трамвая и аналогов
3,0
100%
Данные Росстата.
Проект «МинЖКХ». Программные средства ГИС
Доля населения с доступом к линиям метро, скоростного трамвая и аналогов
Зона доступа – 1000 м
1,5
50%
и более
Данные Росстата.
Проект «МинЖКХ». Программные средства ГИС
Процент территории, покрытой остановочными пунктами линий метро, скоростного трамвая и аналогов
Буферная зона - 1000 м
1,4
40%
и более
Программные средства ГИС
Среднее взвешенное по числу рейсов расстояние между остановочными пунктами
общественного транспорта
3,0
500 м
и более
Программные средства ГИС
Ценовая доступность
Суммарный весовой коэффициент — 17
Весовой коэффициент
Показатель
Соответствие тарифа СОТ
В качестве тарифа принимается стоимость проезда при наличном расчете с учетом распространенности на муниципальных маршрутах города
Данные Росстата.
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
Нормативное значение
Источник данных
1 и менее отн. ед.
3,2
Соответствие тарифа СОТ при оплате транспортной или банковской картой.
В качестве тарифа принимается стоимость проезда при безналичном расчете банков- ской или транспортной картой с учетом распространенности на муниципальных маршрутах города.
В случае, если бесконтактный способ оплаты на маршруте не действует, в качестве величины тарифа принимается значение стоимости проезда при наличном расчете
Данные Росстата.
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
1 и менее отн. ед.
3,3
Отношение стоимости месячного проездного билета к среднедушевым доходам населения.
В качестве рассматриваемой принимается стоимость проездного билета на максимальное число видов транспорта, если таковой имеется в тарифном меню.
При рассмотрении учитывается доля маршрутов общественного транспорта, на которых распространяется действие проездного билета
Данные Росстата.
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
7%
и менее
3,5
Эквивалентное по стоимости месячного проездного на общественном транспорте количество разовых поездок
3,4
52 и менее отн. ед.
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
Отношение двойной стоимости оплаты проезда к цене пересадочного тарифа При рассмотрении учитывается доля маршрутов общественного транспорта, на которую распространяется система бесплатной пересадки
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
2 и более отн. ед.
3,6
Бонусный балл за стимулирующую состав- ляющую проездного билета (снижение стоимости билета до эквивалента в 40 разовых поездок при условии его безли- митности)
до 0,8 балла
-
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
Штрафной балл за существование системы повышенного тарифа (стоимость разового билета) в вечернее/ночное время
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
0
до 1,3 балла
Штрафной балл за ограничение числа поездок проездного билета, т.е. при условии возможности совершения ограни- ченного числа поездок
до 1,4 балла
0
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
Штрафной балл за неинтегрированность линий метрополитена, скоростного трамвая и аналогов в систему общественного транспорта за счет пересадочного/повременного тарифа и безлимитного проездного билета
Реестр муниципальных маршрутов.
Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
0
до 1 балла
Функциональность транспортной системы
Суммарный весовой коэффициент — 25
Весовой коэффициент
Показатель
Количество мест в транспортном средстве на душу населения – потенциал использования подвижного состава
Данные Росстата. Реестр муниципальных маршрутов
Нормативное значение
Источник данных
15 и более ед./100 чел.
1,6
Количество пассажиров на место в транспортном средстве: оценка заполнения и эффективности использования подвижного состава
Сведения о годовом или суточном пассажиропотоке на общественном транспорте. Реестр муниципальных маршрутов
3,5 и менее чел./ед.
1,7
Процент маршрутной сети, работающий в режиме средней или критической нагрузки в количестве подвижного состава общественного транспорта в часы пик (более 60 ед. и 120 ед. транспортных средств/час, соответственно
Программные средства ГИС. Данные поисково-информационных картографических служб
0%
0,8
Среднее взвешенное по числу остановочных пунктов время ожидания транспортного средства любого маршрута на остановке
1,8
2,5 мин. и менее
Программные средства ГИС. Данные поисково-информационных картографических служб
1,7
6 мин. и менее
Программные средства ГИС. Данные поисково-информационных картографических служб
Среднее взвешенное по числу рейсов время ожидания определенного маршрута общественного транспорта
Доля рейсов, совершаемых в вечернее время суток (после 21:00 и до окончания движения)
1,5
8% и более
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные поисково-информационных картографических служб. Данные перевозчиков
Процент остановочных пунктов, работающих в режиме средней или критической нагрузки в количестве подвижного состава общественного транспорта в часы пик (более 60 ед. и 120 ед. транспортных средств/час, соответственно
0,9
0%
Программные средства ГИС. Данные поисково-информационных картографических служб
Относительная скорость движения общественного транспорта в сравнении со скоростью автомобильного потока
1,7
1,0
отн. ед.
Данные поисково-информационных картографических служб
Суточная неравномерность скорости движения общественного транспорта
1,6
1,0
отн. ед.
Данные поисково-информационных картографических служб
Процент обособления трамвайных путей
1,8
100%
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Проект «Выделенные полосы в России. Рейтинг городов». Географические данные. Программные средства ГИС
Доля транспортной работы наземного ОТ, обеспеченная приоритетом за счет обустройства выделенных полос безрельсового транспорта или обособления трамвайных путей
1,8
30%
и более
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Проект «Выделенные полосы в России. Рейтинг городов». Данные Росстата. Географические данные. Программные средства ГИС
Количество камер автоматической фото- и видеофиксации административно-правовых нарушений (контроль приоритета ОТ и упорядочивание движения) в расчете на 1 км выделенной полосы безрельсового общественного транспорта
1,5
1 и более ед./км
Данные Госавтоинспекции МВД РФ. Данные поисково-информационных картографических служб. Программные средства ГИС
Коэффициент маршрутного использования линейной трамвайной сети. Рассчитывается с учетом участков сети, изолированных от основной сети с фактическим сохранением необходимого для осуществления движения состояния инфраструктуры
1,7
100%
Программные средства ГИС
Коэффициент маршрутного использования линейной троллейбусной сети. Рассчитывается с учетом участков сети, обслуживаемых с применением увеличенного автономного хода
1,6
100%
Программные средства ГИС
Коэффициент непрямолинейности маршрутов общественного транспорта, средний взвешенный по числу совершаемых рейсов
1,6
1,27 и менее отн. ед
Реестр муниципальных маршрутов. Данные поисково-информационных картографических служб
Маршрутный коэффициент – показатель уровня дублирования маршрутов в системе
1,7
4,0 ед.
и менее
Программные средства ГИС
Комфорт и удобство
Суммарный весовой коэффициент — 20
Весовой коэффициент
Показатель
Наличие электронной транспортной карты
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные операторов транспортных карт. Данные перевозчиков
Нормативное значение
Источник данных
+
1,6
Возможность дистанционного пополнения баланса и/или записи билетов на транспортную карту
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные операторов транспортных карт. Данные перевозчиков
+
1,0
Возможность оплаты проезда внутри транспортных средств с помощью мобильных устройств или банковских карт
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные операторов транспортных карт. Данные перевозчиков
+
1,0
Информационная открытость данных о системе общественного транспорта – совокупность ресурсов и платформ, наиболее полно представляющих информацию об общественном транспорте: портал с информацией об общественном транс-порте; мобильное приложение; доступный на персональном компьютере планировщик маршрутов; самодостаточные сайты крупных перевозчиков; ресурс оперативной обратной связи с пассажирами
1,9
7,0
отн. ед.
Данные сервисов хранения цифровых дистрибутивов и реализации мобильных приложений. Результаты поисковых запросов
Разнообразие тарифного меню В рассмотрении учитывается наличие пересадочного (повременного) тарифа, суточного (в том числе на несколько дней) билета, проездного на месяц и более (по разным видам транспорта), с учетом доли маршрутов общественного транспорта, на которую распространяется действие билетов
1,8
1,0
отн. ед.
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные операторов транспортных карт. Данные перевозчиков
Доля транспортных средств, информация о которых доступна в режиме реального времени через Интернет
1,9
85%
и более
Данные поисково-информационных картографических служб, в т.ч. адаптированные для использования в границах муниципальных образований
Наличие информации об актуальных расписаниях движения транспорта, с учетом доли маршрутов общественного транспорта, для которых опубликованы расписания
1,7
1,0
отн. ед.
Данные поисково-информационных картографических служб, в т.ч. адаптированные для использования в границах муниципальных образований. Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные перевозчиков
Наличие актуальных карт-схем маршрутной сети (в любом доступном формате), с учетом формата карт-схем и степени их покрытия городской сети
1,8
1,0
отн. ед.
Данные поисково-информационных картографических служб, в т.ч. адаптированные для использования в границах муниципальных образований. Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные перевозчиков
Фирменный/единый стиль оформления подвижного состава и инфраструктуры общественного транспорта, с учетом степени распространения
1,2
1,0 отн. ед.
Любые доступные источники
Доля транспортных средств большой вместимости, с учетом частичного покрытия машинами типа среднего класса повышенной вместимости в соответствии с прогрессивной шкалой расчета допустимого процента такого покрытия
2,1
80%
и более
Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото»
Доля транспортных средств, обеспечивающих условия «дружелюбности» для маломобильных групп населения (наличие низкого пола и/или низкопольных накопительных площадок)
2,1
100%
Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото». Данные портала «Автобусный транспорт»
Возрастные характеристики ТС относительно вырабатываемого ресурса
1,9
0,95 и менее отн. ед
Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото». Данные портала «Автобусный транспорт»
Безопасность и устойчивое развитие
Суммарный весовой коэффициент — 17
Весовой коэффициент
Показатель
Количество ДТП с участием общественного транспорта в расчете на единицу подвижного состава – вероятность попадания единицы подвижного состава общественного транспорта в ДТП
Данные портала «Показатели состояния безопасности дорожного движения». Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото»
Нормативное значение
Источник данных
0,01 и менее ед. ДТП/ ед. ПС
1,6
Количество раненых и погибших в расчете на 1 ДТП с участием общественного транспорта вероятность летального исхода или получения травм в случае попадания транспортного средства в ДТП
Данные портала «Показатели состояния безопасности дорожного движения»
0 чел./ ед. ДТП
1,7
Количество пострадавших в ДТП с участием общественного транспорта в расчете на 1 млн пассажиров. – характеризует вероятность летального исхода или травм среди пользователей общественного транспорта
Данные портала «Показатели состояния безопасности дорожного движения». Сведения о годовом или суточном пассажиропотоке на общественном транспорте
0 чел./ млн пасс
1,7
Доля электротранспорта в парке транспортных средств общественного транспорта
Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото»
50%
и более
1,6
Доля транспортной работы автобусов вдоль инфраструктуры городского электротранспорта
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные поисково-информационных картографических служб. Программные средства ГИС
50%
и более
1,7
Штрафной балл за избыточную (более 75%) транспортную работу автобуса вдоль инфраструктуры городского электротранспорта
Данные администраций муниципальных образований и организаторов перевозок. Данные поисково-информационных картографических служб. Программные средства ГИС
менее
75%
1,7
Бонусный балл за расширение покрытия сети электротранспорта с применением подвижного состава троллейбусов с увеличенным автономным ходом и электробусов
Данные администраций муниципальных образований и организато-ров перевозок. Данные поисково-информационных картографических служб. Программные средства ГИС
макс. балл при 25% и более
до 1,0 балла
Рейтинг уровня мобильности
Данные проекта «Индекс качества жизни» ВЭБ.РФ за 2021 год
100%
1,7
Планомерное обновление подвижного состава, в том числе за счет участия в специализированных государственных проектах и программах. В качестве норматива величины потребного обновления парка подвижного состава принято количество транспортных средств, составляющих соответствующую 10% срока выработки ресурса долю
Данные национального проекта БКАД. Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото». Данные портала «Автобусный транспорт»
1 и более отн. ед.
1,8
Бонусный балл за ускоренное обновление по-движного состава (более 10% от нормальных процедур обновления)
Данные национального проекта БКАД. Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото». Данные портала «Автобусный транспорт»
более 10%
до 0,25 балла
Доля рабочего подвижного состава в парке транспортных средств
Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото». Данные портала «Автобусный транспорт»
100%
1,9
Бонусный балл за наличие в парке перевозчиков подвижного состава особо большого класса
Реестр муниципальных маршрутов. Данные портала «ТрансФото». Данные портала «Автобусный транспорт»
до 1,0 балла
Уровень централизации городских пассажирских перевозок общественным транспортом
Реестр муниципальных маршрутов
5 м-тов на перевозчика и более
1,6
Доля маршрутов, работающих на принципах регулируемого тарифа
Реестр муниципальных маршрутов
100%
1,7
Штрафной балл за несоответствие парка перевозчиков официальным реестровым данным о выпуске подвижного состава на линию
Реестр муниципальных маршруов. Данные портала «ТрансФото»
до 1,0 балла