Подходы
к составлению рейтинга
В представленной работе мы рассмотрели 76 систем общественного транспорта в России. Москва и Санкт-Петербург в рейтинг не включены намеренно в силу существенных отличий от других городов России. Этот рейтинг – первый опыт такого исследования, и по мере совершенствования методик, продолжения поиска и налаживания контактов на местах его охват, безусловно, будет расширяться.
Выбор показателей и
сбор исходных данных
Ключевым при создании любого рейтинга является этап формирования перечня учитываемых параметров. Транспортная наука позволяет исследователям оперировать достаточно широким спектром показателей, однако при этом неизбежно приходится сталкиваться с разного рода трудностями, прежде всего – связанными с отсутствием, неполнотой данных или несопоставимостью методик их сбора, и вынужденно отказываться от рассмотрения тех или иных факторов.
Особое внимание хочется обратить на первую группу показателей. Современные подходы к разработке документов транспортного планирования повсеместно включают в себя обязательную разработку мультимодальных транспортных моделей, что предусматривает оценку части из этих показателей (при разработке КСОДД, ПКРТИ) или всего пула критериев, применимых непосредственно к системе общественного транспорта (при разработке КСОТ).

Такие документы в последние несколько лет были разработаны практически для всех крупных городов, но значительная часть результатов соответствующих научно-исследовательских работ оказывается недоступной для ознакомления. Такая ситуация в значительной мере сдерживает развитие системы открытых данных в масштабах всей страны и ограничивает аналитические возможности научного сообщества.


Особняком в этой части стоят критерии качества администрирования транспортных систем в широком значении этого понятия, так как они в значительной степени определяют потенциал их развития. К этой группе могут быть отнесены, как минимум, форматы взаимоотношений исполнительной власти муниципалитетов и регионов и различные аспекты финансирования транспорта.

Однако, в силу недоступности равнозначных по достоверности и составу цифровых данных для большого числа городов и сложности объективной количественной оценки качественных характеристик, от включения этого раздела было решено отказаться.
Включенные в расчет
параметры
Итоговый перечень включает в себя 40 необходимых и доступных для анализа параметров качества транспортного обслуживания, объединенных в пять качественных групп:
      1
      Физическая доступность. К этой группе отнесены показатели, характеризующие близость остановочных пунктов относительно мест проживания жителей и мест притяжения. Их анализ показывает, как быстро потенциальный пассажир может добраться до ближайшей остановки, а также до места назначения.
        2
        Ценовая доступность. Характеризует качество обслуживания через призму финансовых возможностей потенциальных пассажиров. Ключевой мерой сравнения в данной группе выбран социально обоснованный тариф (СОТ) – стоимость разового билета, рассчитанная с учетом средневзвешенных душевых доходов населения. СОТ определяется исходя из предположения предельно допустимых трат на общественный транспорт в размере не более 7% от доходов населения и совершения 52 поездок на общественном транспорте в течение месяца, что установлено в качестве нормы в месячной корзине потребителя. Этот показатель может быть не оптимален, однако он закреплен в нормативной базе РФ, что позволяет использовать его в качестве опорного для дальнейших расчетов.
            3
            Эффективность транспортной сети. В данный блок включены параметры системы общественного транспорта, имеющие непосредственное отношение к процессу перевозки пассажира внутри транспортного средства. Основная масса входящих в группу показателей прямым или косвенным образом оценивают одну из самых важных составляющих качества транспортного обслуживания – скорость перемещения.
              4
              Группа «Комфорт и удобство». Закономерно представлена наибольшим количеством параметров. Сюда входят тарифная система и функциональность транспортной карты, сервисы информирования о работе транспортной системы, имиджевая составляющая и, безусловно, характеристики подвижного состава. Это множество «крупных мелочей», которые обеспечивают внешнюю привлекательность транспортной
              системы.
                5
                Безопасность и устойчивое развитие. Включает в себя показатели, характеризующие потенциальные риски использования общественного транспорта для пассажира. В группу также входят показатели, связанные с экологической обстановкой в городе (состояние электротранспорта), что одновременно является гарантом устойчивого развития территории за счет наличия альтернативных видов транспорта и существующих возможностей к их быстрому расширению и, при необходимости, к конверсии в магистральные виды. Кроме того, мы отнесли к данной категории рейтинг, сформированный на основе общественного мнения,
                т. к. психологическое восприятие жителями качества транспортного обслуживания принципиальным образом может влиять на дальнейшее развитие транспортной системы с позиций перераспределения пассажирских потоков между общественным и индивидуальным транспортом.
                  Исключенные из расчета
                  параметры
                  Существует набор параметров, недоступных для массового экспресс-анализа. Ограничения на их применение сводятся преимущественно к трем основным группам:
                  • необходимость комплексных научных исследований с продолжительным этапом цифровой обработки;
                  • необходимость проведения массовых натурных обследований и соответствующих трудовых затрат;
                  • незначительное распространение характеризуемого явления.
                  Ниже приведен список параметров, исключенных из рассмотрения:
                      Причина исключения из рассмотрения
                      Необходимость
                      полномасштабных обследований транспортной системы /
                      отсутствие доступа к данным перевозчиков
                      Показатель
                      • Разделение по видам транспорта
                      • Коэффициент пересадочности
                      • Маршрутный коэффициент
                      • Индекс предсказуемости времени пути в утренний час пик
                      • Среднее время пересадки между маршрутами
                      • Соблюдение расписания маршрутов регулярных перевозок
                      • Доля пассажиров льготных категорий
                      • Количество и время простоев на линии
                      • Индекс соблюдения ПДД, должностных инструкций и иных правил безопасности
                      Необходимость сплошного натурного обследования остановочных пунктов
                      • Оснащенность остановочных пунктов средствами информирования пассажиров
                      • Частота обслуживания остановочных пунктов
                      • Доступность остановочных пунктов для маломобильных групп населения
                      • Доля остановочных пунктов с павильонами
                      Необходимость сплошного натурного обследования парка транспортных средств
                      • Уровень шума в салоне транспортных средств
                      • Температура в салоне транспортных средств
                      • Оценка химического состава воздуха в салоне транспортного средства
                      • Состояние салона транспортного средства
                      • Наличие Wi-Fi в транспортных средствах
                      • Оснащенность транспортных средств устройствами информирования пассажиров
                      • Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения
                      • Соблюдение норм вместимости
                      Показатели с низкой репрезентативностью
                      • Доля остановочных пунктов с отапливаемыми павильонами
                      • Наличие Wi-Fi на остановках общественного транспорта
                      • Действующие стандарты дизельного и бензинового топлива
                      • Доступность аэропорта на общественном транспорте
                      • Протяженность велосипедных дорожек как критерий развитости категории в качестве транспорта «последней мили»
                      • Доля электробусов, троллейбусов с увеличенным автономным ходом относительно парка подвижного состава
                      Источники данных,
                      использованные для анализа
                      Ниже приведены источники данных использованные для анализа. Их можно условно отнести к трем категориям:
                          1
                          Программные средства ГИС-анализа и поисково-информационные картографические службы, с применением которых в первую очередь связано получение статистических пространственных данных о параметрах транспортной сети в границах активной зоны города, под которой нами понимается совокупность пространственных формирований, освоенных и функционально приспособленных преимущественно в целях проживания и хозяйственной деятельности человека. Это понятие несколько шире «ядра агломерации», так как помимо главного, в него может включаться еще и ряд близко расположенных локальных ядер.
                            2
                            Официальные источники открытых данных, к которым относятся данные государственной статистики и публикуемые администрациями крупных городов материалы. Среди них есть материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), программы социально-экономического развития городов, реестры муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, документы транспортного планирования (ПКРТИ, КСОДД, КСОТ), документы территориального планирования и другие.
                              3
                              Сторонние источники, среди которых представлен широкий спектр материалов – от региональных новостных порталов до независимых тематических проектов. Это уникальные в своем роде ресурсы: общественный проект «МинЖКХ»; «Городской электротранспорт» – крупнейшая база данных подвижного состава и фотогалерея городского электротранспорта России и мира; порталы «Автобусный транспорт» и «Buspictures» – крупнейшие базы данных подвижного состава и фотогалереи автобусов России; проекты «Выделенные полосы в России. Рейтинг городов» и «Трамвайные системы России. Рейтинг по обособлению путей».
                                Физическая доступность
                                Суммарный весовой коэффициент - 21.
                                Показатель
                                Плотность распределения остановочных
                                пунктов общественного транспорта по территории города
                                Весовой коэффициент
                                Программные средства ГИС. Данные поисково-информационных картографических служб
                                Нормативное значение
                                Источник данных
                                5
                                ед. /кв. м.
                                3,2
                                Процент территории, покрытой остановочными пунктами общественного транспорта Буферная зона – 700 м
                                Программные средства ГИС
                                85%
                                3,7
                                Процент территории, покрытой остановочными пунктами общественного транспорта магистрального типа
                                Буферная зона – 1000 м
                                Программные средства ГИС
                                40%
                                3,3
                                Доля населения с доступом к общественному транспорту
                                Зона доступа – 500 м
                                3,7
                                100%
                                Данные Росстата.
                                Проект «МинЖКХ». Программные средства ГИС
                                Доля населения с доступом к общественному транспорту магистрального типа
                                Зона доступа – 1000 метров
                                3,2
                                50%
                                Данные Росстата.
                                Проект «МинЖКХ». Программные средства ГИС
                                Связность пешеходной инфраструктуры – прямолинейность пешеходных маршрутов
                                3,9
                                1,1
                                отн. ед.
                                Данные поисково-информа- ционных картографических служб
                                Ценовая доступность
                                Суммарный весовой коэффициент - 17.
                                Показатель
                                Соответствие тарифа СОТ
                                В качестве тарифа принимается стоимость проезда при наличном расчете с учетом распространенности на муниципальных маршрутах города
                                Весовой коэффициент
                                Данные Росстата.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                Нормативное значение
                                Источник данных
                                1
                                отн. ед.
                                4,0
                                Соответствие тарифа СОТ при оплате транспортной или банковской картой.
                                В качестве тарифа принимается стоимость проезда при безналичном расчете банков- ской или транспортной картой с учетом распространенности на муниципальных маршрутах города.
                                В случае, если бесконтактный способ оплаты на маршруте не действует, в качестве величины тарифа принимается значение стоимости проезда при наличном расчете
                                Данные Росстата.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                1
                                отн. ед.
                                4,1
                                Отношение стоимости месячного проездного билета к среднедушевым доходам населения.
                                В качестве рассматриваемой принимается стоимость проездного билета на максимальное число видов транспорта, если таковой имеется в тарифном меню.
                                При рассмотрении учитывается доля маршрутов общественного транспорта, на которых распространяется действие проездного билета
                                Данные Росстата.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                7%
                                4,4
                                Отношение двойной стоимости оплаты проезда к цене пересадочного тарифа. При рассмотрении учитывается доля маршрутов общественного транспорта, на которых распространяется система бесплатной пересадки
                                4,5
                                2
                                отн. ед.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                Физическая доступность
                                Суммарный весовой коэффициент - 21.
                                Показатель
                                Плотность распределения остановочных
                                пунктов общественного транспорта по территории города
                                Весовой коэффициент
                                Программные средства ГИС. Данные поисково-информационных картографических служб
                                Нормативное значение
                                Источник данных
                                5
                                ед. /кв. м.
                                3,2
                                Процент территории, покрытой остановочными пунктами общественного транспорта Буферная зона – 700 м
                                Программные средства ГИС
                                85%
                                3,7
                                Процент территории, покрытой остановочными пунктами общественного транспорта магистрального типа
                                Буферная зона – 1000 м
                                Программные средства ГИС
                                40%
                                3,3
                                Доля населения с доступом к общественному транспорту
                                Зона доступа – 500 м
                                3,7
                                100%
                                Данные Росстата.
                                Проект «МинЖКХ». Программные средства ГИС
                                Доля населения с доступом к общественному транспорту магистрального типа
                                Зона доступа – 1000 метров
                                3,2
                                50%
                                Данные Росстата.
                                Проект «МинЖКХ». Программные средства ГИС
                                Связность пешеходной инфраструктуры – прямолинейность пешеходных маршрутов
                                3,9
                                1,1
                                отн. ед.
                                Данные поисково-информа- ционных картографических служб
                                Ценовая доступность
                                Суммарный весовой коэффициент - 17.
                                Показатель
                                Соответствие тарифа СОТ
                                В качестве тарифа принимается стоимость проезда при наличном расчете с учетом распространенности на муниципальных маршрутах города
                                Весовой коэффициент
                                Данные Росстата.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                Нормативное значение
                                Источник данных
                                1
                                отн. ед.
                                4,0
                                Соответствие тарифа СОТ при оплате транспортной или банковской картой.
                                В качестве тарифа принимается стоимость проезда при безналичном расчете банков- ской или транспортной картой с учетом распространенности на муниципальных маршрутах города.
                                В случае, если бесконтактный способ оплаты на маршруте не действует, в качестве величины тарифа принимается значение стоимости проезда при наличном расчете
                                Данные Росстата.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                1
                                отн. ед.
                                4,1
                                Отношение стоимости месячного проездного билета к среднедушевым доходам населения.
                                В качестве рассматриваемой принимается стоимость проездного билета на максимальное число видов транспорта, если таковой имеется в тарифном меню.
                                При рассмотрении учитывается доля маршрутов общественного транспорта, на которых распространяется действие проездного билета
                                Данные Росстата.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                7%
                                4,4
                                Отношение двойной стоимости оплаты проезда к цене пересадочного тарифа. При рассмотрении учитывается доля маршрутов общественного транспорта, на которых распространяется система бесплатной пересадки
                                4,5
                                2
                                отн. ед.
                                Реестр муниципальных маршрутов.
                                Данные об официально установленных на муниципальных маршрутах тарифах
                                Система оценки
                                Очевидно, что группы показателей, как и сами показатели внутри данных групп, влияют на привлекательность общественного транспорта не в равной степени, поэтому для них были определены весовые коэффициенты, которые учитывались при формировании рейтинга. Для их определения был проведен опрос, в котором предлагалось оценить значимость каждой группы показателей, а также оценить внутри них каждый из показателей.

                                При подготовке были сформированы две независимые группы респондентов: коллектив компании SIMETRA; консолидированная группа экспертов в области транспортного планирования, участников Ассоциации транспортных инженеров (АТИ), а также неравнодушных к развитию транспортных систем (участие в опросе приняли более 100 человек). В ходе сравнения результатов опросов не было выявлено существенных различий в структуре формируемых на их основе наборов весовых коэффициентов, что дало основания использовать в качестве базы для определения весовых коэффициентов обобщенные результаты исследований.

                                Баллы между группами показателей распределяются в соответствии с их значимостью, определенной по результатам опроса. Затем присвоенный каждой группе балл распределяется между показателями группы аналогичным образом. Итоговые значения рассчитанных коэффициентов приведены в таблице 2.

                                Для определения нормативных показателей качества транспортного обслуживания были рассмотрены актуальные документы и методические рекомендации, действующие на территории России, реальные практические примеры устойчивых транспортных систем европейских городов (Мюнхен, Прага, Варшава, Лион и др.) и экспертные оценки транспортных инженеров о том, каким нормативам должна удовлетворять оптимально развивающаяся система общественного транспорта. В результате было сформировано видение «идеального города», качество общественного транспорта которого оценивается в 100 баллов. Показатели всех других городов оцениваются в соответствующей пропорции к референтным значениям. К преимуществам данного подхода можно отнести единую «систему координат», возможность отслеживать динамику и количественно оценивать темпы изменений.

                                Результаты оценки каждого из участвующих в рейтинге городов представлены в виде лепестковых диаграмм, где ширина лепестка соответствует весу группы критериев, а заполнение – проценту от максимального балла, набранному по показателям группы. Для каждого города приведена общая качественная оценка.

                                При подготовке рейтинга использовались данные за 2019 год, при наличии – на декабрь или IV квартал 2019 года.