Очевидно, что группы показателей, как и сами показатели внутри данных групп, влияют на привлекательность общественного транспорта не в равной степени, поэтому для них были определены весовые коэффициенты, которые учитывались при формировании рейтинга. Для их определения был проведен опрос, в котором предлагалось оценить значимость каждой группы показателей, а также оценить внутри них каждый из показателей.
При подготовке были сформированы две независимые группы респондентов: коллектив компании SIMETRA; консолидированная группа экспертов в области транспортного планирования, участников Ассоциации транспортных инженеров (АТИ), а также неравнодушных к развитию транспортных систем (участие в опросе приняли более 100 человек). В ходе сравнения результатов опросов не было выявлено существенных различий в структуре формируемых на их основе наборов весовых коэффициентов, что дало основания использовать в качестве базы для определения весовых коэффициентов обобщенные результаты исследований.
Баллы между группами показателей распределяются в соответствии с их значимостью, определенной по результатам опроса. Затем присвоенный каждой группе балл распределяется между показателями группы аналогичным образом. Итоговые значения рассчитанных коэффициентов приведены в таблице 2.
Для определения нормативных показателей качества транспортного обслуживания были рассмотрены актуальные документы и методические рекомендации, действующие на территории России, реальные практические примеры устойчивых транспортных систем европейских городов (Мюнхен, Прага, Варшава, Лион и др.) и экспертные оценки транспортных инженеров о том, каким нормативам должна удовлетворять оптимально развивающаяся система общественного транспорта. В результате было сформировано видение «идеального города», качество общественного транспорта которого оценивается в 100 баллов. Показатели всех других городов оцениваются в соответствующей пропорции к референтным значениям. К преимуществам данного подхода можно отнести единую «систему координат», возможность отслеживать динамику и количественно оценивать темпы изменений.
Результаты оценки каждого из участвующих в рейтинге городов представлены в виде лепестковых диаграмм, где ширина лепестка соответствует весу группы критериев, а заполнение – проценту от максимального балла, набранному по показателям группы. Для каждого города приведена общая качественная оценка.
При подготовке рейтинга использовались данные за 2019 год, при наличии – на декабрь или IV квартал 2019 года.